1 USD: 62,2056 1 EUR: 72,7183 1 GBP: 82,5904 10 CNY: 96,9433 10000 BYR: 0 10 UAH: 23,8141 100 KZT: 18,8060 10 CZK: 28,1467 УЧ.СТ.ЦБ: % МРОТ: ,00р. Новости: 10341 Статьи: 3404 Документы: 1438 Формы: 350 События: 56 Семинары: 0
Новости
Статьи
Документы
04.02.2013
Счет на промо-подписку на журнал "Кадровый вопрос"

Счет на промо-подписку на электронную версию журнала "Кадровый...

04.02.2013
Счет на промо-подписку на журнал "Российский бухгалтер"

Счет на промо-подписку на электронную версию журнала "Российский...

Формы
15.05.2012
СПРАВКА №... для расчетов за выполненные работы (услуги)

Типовая межотраслевая форма № ЭСМ-7

15.05.2012
ЖУРНАЛ учета работы строительных машин (механизмов)

Типовая межотраслевая форма № ЭСМ-6

15.05.2012
КАРТА №... учета работы строительной машины (механизма)

Типовая межотраслевая форма № ЭСМ-5

События
Где взять нормы по списанию ГСМ? Разработать самостоятельно!
22.06.2007
Кочетков Ю.В.
98180
1. История вопроса

На первый взгляд, проблем с нормированием расходов по ГСМ быть не может. Однако, не все так просто. Стоит лишь вспомнить, как буквально недавно налоговики относились к используемым организациями нормам по списанию ГСМ.

Для справки:

История «топливных войн» налоговиков и налогоплательщиков достаточно длинная. При проверках обоснованности списания стоимости израсходованных ГСМ в состав затрат по налогу на прибыль, проверяющие, как правило, использовали Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденные Минтрансом России 29.04.2003.

Обязательность применения организациями норм Минтранса чиновники подтверждали и в своих письмах, например в Письме Минфина от 4 мая 2005 г. N 03-03-01-04/1/223.

В случае, если нормы расхода топлива, утвержденные организацией, оказывались больше норм, утвержденных Минтрансом, налоговики признавали «излишнее» списание необоснованным, что приводило к доначислению налогов. Самостоятельно утвержденные организацией нормы списания ГСМ, при проверках во внимание не принимались.

Небольшие организации оказавшиеся в такой ситуации, как правило, факт доначисления в суде не оспаривали, так как судебные тяжбы в России дело долгое, хлопотное и дорогое. В итоге, казна регулярно пополнялась «законно» собранными налогами, выполнялись планы по собираемости налогов, то есть, с точки зрения государства, достаточно долгое время всё было хорошо.

Начиная с 2006 года, чиновники «вдруг» начали один за другим менять свою точку зрения. Писем Минфина на эту тему практически не стало, а те мнения, которые высказывались чиновниками на страницах известных журналов, уже не обязывали использовать нормы Минтранса, а рекомендовали организациям учитывать их при разработке собственных норм.

В этой части налогоплательщики можно сказать стойко дождались изменения мнения Минфина в свою пользу. Да и причина споров скоро попросту пропадает, так как широко использовавшиеся при проверках Нормы Минтранса действуют лишь до 2008 года.


Теперь у налоговиков, во многом, остались лишь возможности по доначислению налогов, исходя из отсутствия у налогоплательщика должного документального оформления операций по ГСМ. То есть, на первый план выходит именно проверка первички, в том числе оформления устанавливаемых организацией нормативов списания ГСМ.

Вопрос о том, как разработать и документально оформить нормативы на расходование ГСМ, мы и рассмотрим в данной




2. А нужны ли вообще нормы?

Для начала необходимо определиться, а нужны ли вообще нормы списания ГСМ. По данному вопросу, существует две совершенно противоположные точки зрения.

С одной стороны, Налоговый кодекс не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения прибыли расходов на ГСМ. Поэтому затраты налогоплательщика на приобретение ГСМ в целях налогообложения прибыли, по мнению некоторых специалистов, могут быть отнесены к материальным расходам, связанным с производством и реализацией, в пределах фактически понесенных затрат.

С другой стороны, наиболее полюбившаяся налоговиками ст.252 НК РФ говорит о том, что расходы должны экономически обоснованны. А говорить об обоснованности, в случае списания разного количества ГСМ при одном и том же фактическом пробеге автомобиля, не приходится. Да и сама возможность отстоять в суде право на списание ГСМ по принципу «сколько захочу» тоже вызывает сомнение.

Поэтому, дабы не создавать причин для споров с налоговыми органами, необходимо все же разработать и утвердить нормы. Важно понимать и то, что установление нормативов необходимо в первую очередь самой организации, а не налоговикам, так как нормирование является хорошим способом контроля за расходованием и во многом пресекает возможности хищений ГСМ.




3. Откуда брать нормы?

Какого либо отдельного документа, который бы устанавливал четкие нормы расхода топлива для абсолютно всех автомобилей, попросту нет. Причина здесь в том, что количество расходуемого автомобилем топлива может сильно колебаться в зависимости от множества факторов. Так расход топлива зависит, в частности, от мощности двигателя, климатических условий местности, плотности движения в населенном пункте, износа двигателя и др. К примеру, два абсолютно одинаковых автомобиля, один из которых эксплуатируется в Москве, а второй в Норильске, будут потреблять разное количество топлива.

Как уже говорилось выше, нормы расходования ГСМ устанавливаются организацией самостоятельно, что теперь не оспаривается даже Минфином. При установлении норм можно использовать два подхода: взять уже «готовые» нормы и разработать нормы самостоятельно.

«Готовые» нормы расходования можно взять из:

1) технической документации транспортного средства;
2) норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденных Минтрансом России 29.04.2003

Если же говорить о разработке и утверждении «собственных норм», то данный процесс несколько сложнее.




4. Как разработать нормы самостоятельно?

При разработке собственных норм, за основу берется не «бумажный», а фактический расход топлива автомобилем на 100 км пути, что позволяет сразу учесть большинство влияющих на величину расходования ГСМ факторов.

Первоначально, после приобретения и постановки автомобиля на учет, руководителем организации издается приказ об определении фактической величины расходования автомобилем топлива на 100 километров пути.


Приказ
об определении величины расходования ГСМ

01.01.07                                                                                                         № __01П_


С целью разработки норматива расходования ГСМ для автомобиля Газ 3110 Госномер. А333АА 99RUS, приказываю:

1) За период с 02.01.07г. по 06.01.07г. провести замеры количества израсходованных ГСМ и фактический пробег автомобиля.
2) Исходя из фактического расхода топлива и пробега, определить расход ГСМ (в литрах) на 100 км пробега автомобиля.
3) Результаты оформить актом.
4) Ответственным за выполнение Приказа назначить начальника транспортного цеха Сидорова П.П.

Руководитель организации                                       ________________ (Иванов И.И)

Дальнейший алгоритм действий по самостоятельной разработке норматива расхода топлива сводится к следующему:

1) Перед выездом автомобиля на линию, ответственным лицом проводятся контрольные замеры количества топлива, находящегося в баке автомобиля, а также снимаются показания счетчика пробега.
2) В течение срока, определенного в приказе, в установленном законодательством порядке заполняются путевые листы, где указываются все необходимые реквизиты, в том числе пробег за день.
3) По истечении установленного приказом срока, проводятся контрольные замеры количества топлива в баке и снимаются показания счетчика пробега.
4) Определяется пробег автомобиля за период, исходя из показаний счетчика пробега (Пробег на конец дня 06.01.07 – Пробег на начало дня 02.01.07).
5) Определяется расход топлива за период (Количество заправленного в бак топлива + Остаток на начало дня 02.01.07 г.– Остаток на конец дня 06.01.07)
6) Определяется расход топлива на 100 км пути по формуле: (Расход топлива за период / Пробег автомобиля за период *100 км)

Результаты расчетов оформляются в виде акта:

Акт
определения величины расхода топлива
автомобилем  Газ 3110 Госномер. А333АА99RUS
(за период с 02.01.07г. по 06.01.07г.)
 
1) Данные на начало периода (02.01.07 г.):
Количество топлива в баке 12 литров.
Показания счетчика пробега автомобиля – 110 километров.
2) Количество заправленного за период топлива - 100 литров.
3) Данные на конец периода (06.01.07 г.):
Количество топлива в баке 21 литров.
Показания счетчика пробега автомобиля – 670 километров.
4) Пробег за период – 560 километров (670 – 110).
5) Расход топлива за период - 91 литр (100 + 12 – 21)
6) Расход топлива на 100 км пути – 16,25 л/100 км. (91 литр / 560 км* 100км)
.
Начальник транспортного цеха                                           __________      (Сидоров П.П)
08.01.2007 г.

Впоследствии, разработанная норма расхода ГСМ утверждается приказом руководителя организации.

Еще раз хотелось бы обратить внимание на то, что к разработанному нормативу могут применяться и корректирующие коэффициенты, связанные, к примеру, с зимним и летним периодом эксплуатации. Корректирующие коэффициенты также утверждаются приказом руководителя одновременно с «базовыми» нормами.

Приказ
об определении величины расходования ГСМ

09.01.07>                                                                                                       № __02П_


С целью подтверждения обоснованности включения в состав затрат по налогу на прибыль стоимости израсходованных ГСМ, приказываю:

1) В соответствии с Приказом от 01.01.07 №01П «Об определении величины расходования ГСМ» и Актом определения величины расхода топлива от 08.01.2007 г. для летнего периода эксплуатации (с 1 апреля по 31 октября) установить базовую норму расходования ГСМ для автомобиля Газ 3110 Госномер. А333АА99RUS в размере 16,25 л/100 км.
2) Для зимнего периода эксплуатации (с 1 ноября по 31 марта) к базовой норме расходования применять коэффициент 1,1.
3) Контроль за применением утвержденных норм возложить на начальника транспортного цеха Сидорова П.П.

Руководитель организации>                                                ________________ (Иванов И.И)




5. Так какие нормы все же выбрать?

Выбор между использованием уже готовых норм или разработкой собственных, на наш взгляд, сделать не так уж и сложно. Для этого необходимо лишь сравнить эффект от применения «готовых» и самостоятельно рассчитанных норм. К примеру, по итогам первой недели эксплуатации можно сравнить какие нормы «выгоднее» и уже потом их утвердить.

Рейтинг: 181.21
[голосов: 70]
Комментарии (00)

на статью «Где взять нормы по списанию ГСМ? Разработать самостоятельно! »

Добавить комментарий

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Календарь
Форум

«Российский бухгалтер» - портал для бухгалтеров, налоговых специалистов, кадровиков, юристов, предпринимателей. Авторитетные эксперты постоянно публикуют актуальные материалы по темам: бухгалтерский учет, налогообложение, НДС, НДФЛ, страховые взносы, кадровое делопроизвоство, начисление отпускных и больничных, компенсации за неиспользованный отпуск, тарифная сетка, прием и увольнение работников, регистрация юридических лиц и их ликвидация, упрощенка (УСН), вмененка (ЕНВД), заработная плата и сотням других.

Детально рассматриваются вопросы налоговой отчетности, как для организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения, так и для применяющих специальные режимы налогообложения.

На портале можно скачать многочисленные документы: кодексы и законы РФ, письма и приказы минфина, письма и приказы минэкономразвития, постановления Правительства РФ, касающиеся предпринимательской деятельности, бухгалтерского учета и налогообложения.

«Российский бухгалтер» является зарегистрированным печатным СМИ, регистрационный номер ПИ № ФС77-39817 от «07» мая 2010 г., выдан Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Сайт www.rosbuh.ru является Интернет-представительством журнала «Российский бухгалтер», содержит как материалы журнала, так и иные справочно-информационные материалы по тематике журнала. Любое воспроизведение материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции - обладателя исключительных имущественных прав. Все права защищены.

Rambler's Top100