
Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. Таким образом, работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, не имеет права производить записи в трудовых книжках работников и оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
Порядок обеспечения работодателей бланками трудовой книжки
Порядок обеспечения работодателей бланками трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку установлен Приказом Минфина РФ от 22.12.2003 № 117н «О трудовых книжках». Изготовителем бланков трудовых книжек является Объединение «ГОЗНАК» Министерства финансов РФ. Бланки трудовой книжки и вкладыша в нее имеют соответствующую степень защиты. Обеспечение работодателей бланками трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку осуществляется на платной основе распространителями, отвечающими требованиям, установленным Изготовителем. Доставка работодателям бланков трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку осуществляется службами доставки защищенной полиграфической продукции, либо работодателем со склада Изготовителя или распространителя, либо иным способом по соглашению сторон в соответствии с законодательством РФ.
Форма, порядок ведения и хранения
Форма, порядок ведения и хранения, установлены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках».
Для учета трудовых книжек, а также бланков трудовой книжки и вкладыша в нее работодатели должны вести:
1) приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, которая ведется бухгалтерией организации и содержит сведения об операциях, связанных с получением и расходованием бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, с указанием серии и номера каждого бланка;
2) книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, ведется кадровой службой. В книге регистрируются все трудовые книжки, принятые от работников при поступлении в организацию, а также трудовые книжки и вкладыши в них с указанием серии и номера, выданные вновь (п. 40 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей ПП РФ №225).
Если трудовая книжка оформляется впервые, с работника удерживается стоимость бланка.
Хранятся трудовые книжки у работодателя, который несет ответственность за их сохранность в течении действия трудового договора, даже в том случае, если выдал подлинник трудовой книжки работнику на время и под расписку.
Ответственность
Несоблюдение установленного порядка учета и хранения бланков трудовых книжек является нарушением трудового законодательства, за которое в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ может быть применено административное наказание в виде штрафа, налагаемого:
- на должностных лиц - в размере от 1000 до 5000 руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);
- на организацию - от 30 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Можно ли иметь несколько трудовых книжек?
Здесь, действует принцип «что не запрещено, то разрешено». Трудовое законодательство не содержит запрета иметь несколько трудовых книжек. К тому же, благодаря ст. 65 ТК РФ «в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку» работнику легко стать обладателем еще одной трудовой книжки.
Но, что делать работодателю, в случае, если работник предоставил ему несколько трудовых книжек? Во-первых, сведения о работе в этом случае работодатель будет вносить только в одну из трудовых, на усмотрение работника. Во-вторых, при определении страхового стажа, учитываются периоды работы, указанные в каждой трудовой. В-третьих, при совпадении по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из них по выбору застрахованного лица (п. 2 ст. 16 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Отмена трудовых книжек
В настоящее время, Правительством ведутся разговоры о возможной отмене трудовых книжек. И если поправки к трудовому законодательству об отмене действия трудовых книжек будут внесены в Госдуму в осеннюю сессию, то система трудовых книжек перестанет действовать с 2013г. При этом, на определенный срок трудовые книжки приобретут статус параллельного документа, необходимого только для граждан, так как у государства все данные о трудовом стаже гражданина имеются в системе Пенсионного фонда России (ПФР).
на статью «Трудовые книжки »