1 USD: Ошибка получения XML 1 EUR: Ошибка получения XML 1 GBP: Ошибка получения XML 10 CNY: Ошибка получения XML 10000 BYR: Ошибка получения XML 10 UAH: Ошибка получения XML 100 KZT: Ошибка получения XML 10 CZK: Ошибка получения XML УЧ.СТ.ЦБ: % МРОТ: ,00р. Новости: 10341 Статьи: 3404 Документы: 1438 Формы: 350 События: 56 Семинары: 0
Новости
Статьи
Документы
04.02.2013
Счет на промо-подписку на журнал "Кадровый вопрос"

Счет на промо-подписку на электронную версию журнала "Кадровый...

04.02.2013
Счет на промо-подписку на журнал "Российский бухгалтер"

Счет на промо-подписку на электронную версию журнала "Российский...

Формы
15.05.2012
СПРАВКА №... для расчетов за выполненные работы (услуги)

Типовая межотраслевая форма № ЭСМ-7

15.05.2012
ЖУРНАЛ учета работы строительных машин (механизмов)

Типовая межотраслевая форма № ЭСМ-6

15.05.2012
КАРТА №... учета работы строительной машины (механизма)

Типовая межотраслевая форма № ЭСМ-5

События
Формируем учетную политику

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Учетная политика является основой для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации, а способы отражения операций в бухгалтерском учете учитываются при выработке и принятии управленческих решений, поэтому к формированию и утверждению учетной политики следует относиться серьезно, так как от этого зависит, насколько эффективной, оперативной и гибкой будет дальнейшая деятельность организации.
Кроме того, учетная политика является инструментом финансового и налогового планирования деятельности организации. На учетную политику ссылаются налогоплательщики, а ее положения принимаются арбитражными судами в качестве доказательств при решении налоговых споров, причем в ряде случаев законные и обоснованные положения приказа об учетной политике более весомы, чем письма и разъяснения Минфина и ФНС России.
Ответственность за формирование учетной политики в организации несет главный бухгалтер, а ее утверждение входит в компетенцию руководителя организации. При этом утверждаются:
• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета;
• формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, по которым нет типовых форм, а также формы документов внутренней бухгалтерской отчетности;
• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
• методы оценки активов и обязательств;
• правила документооборота и технология обработки учетной информации;
• порядок контроля за хозяйственными операциями;
• другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации. Это позволяет говорить об учетной политике как документе, защищающем интересы организации в области применения ею правил ведения бухгалтерского учета и его постановки. В названии приказа об учетной политике может не быть указания на год ее принятия, так как предполагается последовательность применения однажды избранной учетной политики в последующие годы с внесением в случае необходимости изменений и дополнений в нее.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа, при этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организация должна оформить избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации), при этом принятая ею учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица.
Принятая учетная политика в ряде случаев влияет на определение налогооблагаемой базы, но она не может быть «налоговой» политикой, так как определение принципов налогообложения организации государство оставляет за собой. Поэтому, указывая в учетной политике тот или иной способ или прием ведения учета, руководство организации сопоставляет его с принципами налогообложения, чтобы представлять, как впоследствии он повлияет на размер того или иного налога. Нередко в учетную политику попадают и положения, касающиеся налогообложения, хотя требованиями ПБУ 1/2008 это не предусмотрено.


Как сформировать учетную политику
На практике учетная политика среднего предприятия представляет собой документ объемом порядка 30–50 страниц, регламентирующий принципы ведения учета в данной организации.
При формировании учетной политики организация должна выбрать один из нескольких, допускаемых законодательством, способов ведения бухгалтерского учета. Если по какому-либо вопросу способ ведения бухгалтерского учета не установлен, организация может разработать его самостоятельно.
Учетная политика организации оформляется организационно-распорядительным документом приказом или распоряжением руководителя. В нем рассматриваются вопросы, решение которых в соответствии с действующим законодательством многовариантно.
Особое внимание в приказе об учетной политике следует уделить положениям, которые неоднозначно трактуются действующим законодательством, тем более что, согласно п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
При оформлении приказа об учетной политике по каждому ее элементу необходимо указывать соответствующую норму, которая разрешает применять данный способ ведения учета или позволяет утвердить его организацией самостоятельно, т.к. согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» формирование учетной политики представляет собой не только выбор, но и обоснование такого выбора.
Приказ об учетной политике, издаваемый руководителем предприятия, можно разделить на три раздела, каждый из которых включает в себя несколько элементов:
1) организационно-технический раздел, излагающий особенности организации и техники ведения бухгалтерского учета на предприятии;
2) методологический раздел, излагающий выбранные предприятием способы оценки и учета тех или иных объектов;
3) налоговый раздел, излагающий порядок ведения учета для целей налогообложения.
Для удобства работы можно оформить большинство организационно-технических и иных решений, необходимых внутренним пользователям (например, систему и План счетов бухгалтерского учета, порядок организации учетной работы в организации, перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов и т.д.), в виде отдельных приложений к приказу об учетной политике.
Это позволит разбить учетную политику на несколько самостоятельных документов (приложений к приказу), перечень и содержание которых можно изменять и дополнять по мере необходимости.
В организационно-техническом разделе учетной политики целесообразно предусмотреть как минимум следующие аспекты.
1. Организация учетной работы
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете», в зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет в организации может осуществляться 4 способами: бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением; бухгалтером, принятым на работу по трудовому договору и состоящим в штате организации; специальной профессиональной организацией или бухгалтером-специалистом на договорных началах; либо руководителем лично. Выбранный способ должен быть зафиксирован в учетной политике
К учетной политике могут прилагаться в качестве приложений Положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с организацией или бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные документы.
2. Учет в филиалах (обособленных подразделениях)
При наличии у организации филиалов (иных обособленных подразделений) следует иметь в виду, что учетная политика утверждается по организации в целом. Филиалы (обособленные подразделения) не могут применять учетную политику, отличную от учетной политики головной организации, так как это нарушает ПБУ 1/2008.
При этом необходимо определить уровень централизации учетных работ: при централизованной форме весь учет ведется центральной бухгалтерией, при децентрализованной форме на местах функционируют свои учетные подразделения. Если организация производит распределение расходов между головной организацией и филиалами, то в учетной политике следует оговорить порядок документального подтверждения такого перераспределения.
Положение о филиалах или выписки из них по вопросам, касающимся организации учета, могут прилагаться к приказу об учетной политике предприятия как Приложение 2.
3. Система и План счетов бухгалтерского учета
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» каждая организация на основе утвержденного Министерством финансов РФ Плана счетов бухгалтерского учета должна разработать собственный рабочий план. В нем следует предусмотреть счета, необходимые для ведения в организации синтетического и аналитического учета.
В рабочем плане счетов организации может быть использовано столько счетов и субсчетов, сколько необходимо для отражения хозяйственной деятельности. Организации могут самостоятельно уточнять содержание отдельных счетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета (дополнительные счета первого порядка, не предусмотренные в утвержденном Плане счетов, могут вводиться только по согласованию с Министерством финансов РФ).
Кроме того, в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, предприятия могут дополнять ее, соблюдая основные методические принципы ведения бухгалтерского учета, установленные Инструкцией к Плану счетов бухгалтерского учета. В учетной политике должны быть отражены особенности учета затрат.
В рабочем плане счетов следует дать полную характеристику основным счетам, например:
Общая структура кода каждого счета может быть построена на принципах позиционной системы кодирования: первые два знака отведены для обозначения номера синтетического счета в соответствии с типовым Планом счетов, третий знак – для кодирования субсчета, последующие знаки – для группировки и кодирования аналитических счетов. Например, рабочий план счетов может выглядеть следующим образом:
4. Форма бухгалтерского учета
В соответствии с п. 8 и 19 Положения по ведению бухгалтерского учета организация самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, то есть определяет совокупность учетных регистров, которые будут использоваться для отражения хозяйственных операций. В настоящее время наиболее распространены журнально-ордерная форма; мемориально-ордерная форма; автоматизированная форма и упрощенная форма для малых предприятий. Использование форм стандартных регистров, разработанных Министерством финансов России или иными уполномоченными органами, подкрепляется ссылкой на номер и дату соответствующего документа.
5. Применяемые формы первичных учетных документов
Основанием для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете являются первичные учетные документы, составленные по унифицированным формам.
Если для оформления какой-либо хозяйственной операции типовые (унифицированные) формы первичных документов не утверждены, то организация может утвердить их самостоятельно. При этом такие формы должны содержать все обязательные реквизиты. В зависимости от характера операции в первичные документы могут быть включены и дополнительные реквизиты.
Самостоятельно разработанные организацией формы первичных учетных документов с указаниями по их заполнению рекомендуется привести в приложении к приказу об учетной политике.
6. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Перечень целесообразно разработать применительно к должностям и привести его в приложении к приказу об учетной политике.
7. График и правила документооборота
Организация должна утвердить правила документооборота.
Документооборот в организации регламентируется графиком, который составляется в виде схемы или перечня работ, выполняемых каждым структурным подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. Например, график может быть оформлен в виде таблицы (см. на стр. 299).
8. Номенклатура учета материально-производственных запасов
Для организации аналитического учета материалов организация должна разработать номенклатуру материально-производственных запасов в разрезе их наименований или однородных групп (видов).
9. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств
При формировании учетной политики следует утвердить количество инвентаризаций в отчетном году, периодичность (или даты) их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств. Например, инвентаризация товаров может проводиться ежемесячно, а инвентаризация основных средств раз в год или даже раз в три года.
10. Внутренняя отчетность организации
Помимо обязательной бухгалтерской отчетности, образцы форм которой утверждает Министерство финансов России, организация может также предусмотреть целую систему внутренней отчетности, необходимой для управленческого персонала. Поэтому в учетной политике целесообразно установить формы, периодичность и сроки составления и представления внутренней отчетности, определить лиц, ответственных за ее составление, а также потенциальных пользователей этой отчетности.
11. Прочие решения
Приказ об учетной политике может также содержать ссылки на другие внутренние положения, такие как:
• разработанная номенклатура дел, формируемых в бухгалтерской службе, с указанием сроков их хранения;
• положения, закрепляющие требования главного бухгалтера по оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений;
• сроки и порядок выдачи наличных денежных средств под отчет и оформления отчетов по их использованию;
• порядок использования контрольно-кассовых машин при ведении расчетов с населением за наличный расчет;
• выписки из положений, регламентирующих формы и системы оплаты труда, работу с персоналом и т.д.
Во втором, методологическом разделе учетной политики фирмы следует предусмотреть методики бухгалтерского (а при необходимости – и налогового) учета различных объектов исходя из вариантов, предложенных в действующих нормативных актах.
В частности, в учетной политике должны быть предусмотрены, как минимум, следующие вопросы:
1) будет ли организация производить переоценку основных средств, и если да – то как;
2) будет ли установлен лимит стоимости основных средств, и если да, то какой;
3) какими методами будет начисляться амортизация основных средств (учитывая, что для разных групп можно применять разные методы);
4) как будут отражаться затраты на ремонт основных средств;
5) какими методами будет начисляться амортизация нематериальных активов;
6) как будет организован синтетический и аналитический учет запасов (будут ли применяться счета 15 и 16, или нет);
7) как будут определяться учетные цены, если предусматривается организовать учет материалов с использованием учетных цен;
8) какие способы оценки будут применяться при списании материально-производственных запасов (учитывая, что в отношении разных видов запасов также можно применять разные методы оценки);
9) как будет организован учет товаров (по покупным или продажным ценам, с включением или без включения транспортных расходов);
10) какие методы учета затрат и калькулирования себестоимости будут применяться в бухгалтерском учете;
11) как будет формироваться стоимость незавершенного производства;
12) как будет учитываться готовая продукция – по нормативной себестоимости (с использованием счета 40) или по фактической себестоимости (без применения счета 40);
13) как будет осуществляться раздельный учет затрат, если его ведение необходимо для целей налогообложения;
14) как будут списываться общехозяйственные (управленческие) расходы – в себестоимость продукции (работ, услуг) или непосредственно на уменьшение финансовых результатов;
15) как будут учитываться финансовые результаты при выполнении долгосрочных договоров;
16) будут ли создаваться резервы предстоящих расходов, и если да – то какие и как;
17) как будут создаваться оценочные резервы;
18) и т. д.
В качестве самостоятельного раздела учетной политики может выступать методика налогового учета, или учетная политика для целей налогообложения.
Впрочем некоторые организации предпочитают формировать учетную политику для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета в качестве двух раздельных документов.
А другие бухгалтеры считают, что значительно удобнее писать единый методологический раздел, и по каждому вопросу сразу же указывать, какие методы будут использоваться в бухгалтерском учете, и какие – в налоговом учете.
Так что по сути это дело личного вкуса, но главное, чтобы все вариативные и сложные учетные вопросы, с которыми сталкивается ваша фирма, нашли свое отражение в учетной политике. Ведь чем полнее и детальнее учетная политика, тем выше ваши шансы отстоять свою правоту в случае споров с налоговой инспекцией или иными органами.


Как можно изменить учетную политику
В некоторых случаях у организации возникает необходимость изменить принятый ранее способ учета. При этом организация должна изменить свою учетную политику.
Сразу оговоримся, что изменение учетной политики должно быть обоснованным. И вводиться оно должно только с 1 января года (т.е. с начала финансового года), следующего за годом утверждения данного изменения соответствующим организационно-распорядительным документом. Это значит, что учетную политику на 2015 год нужно утвердить не позднее 31 декабря 2014 года – если же приказ будет оформлен уже в январе 2015 года, фактически он будет считаться вступившим в силу только с 1 января 2016 года, а весь 2015 год надо будет вести учет по прошлогодней учетной политике…
Согласно ПБУ 1/2008, изменение учетной политики организации может производиться в следующих случаях:
1) изменение законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
2) разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета (при этом применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации);
3) существенное изменение условий деятельности, под которым понимается:
• реорганизация,
• смена собственников,
• изменение видов деятельности и т.п.
Обратите внимание на то, что утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации, не считается изменением учетной политики. Например, если организация, с момента своего создания занимавшаяся только выполнением строительно-монтажных работ, решила еще и магазин стройматериалов открыть, бухгалтер должен будет добавить в учетную политику положения, касающиеся учета товаров, расходов на продажу и прочих операций, связанных с торговой деятельностью. Но, поскольку торговля является новым видом деятельности для данной фирмы, существенно отличающейся от той деятельности, которой фирма занималась раньше, это не считается изменением учетной политики. Поэтому дополнения можно сделать в любой момент, не обязательно дожидаться нового календарного года, чтобы они вступили в силу.
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом.
Последствия изменения учетной политики, вызванного другими причинами, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному. Корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности, при этом никакие учетные записи не производятся. В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать:
• причину изменения учетной политики;
• оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);
• указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организация.


Кому и как раскрывается учетная политика фирмы
Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
На практике к способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, способы оценки запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, способы признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг, и другие вопросы.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в ней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими ПБУ.
Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.


Как и кому отчитываемся?
Мы уже отмечали, что всех пользователей бухгалтерской информации можно разделить на внутренних и внешних.
Очевидно, что такие внутренние пользователи, как управленческий персонал предприятия, имеют неограниченный доступ к любой бухгалтерской информации. Акционеры предприятия, хотя они и считаются внутренними пользователями, такого доступа уже не имеют. Еще меньший доступ имеют такие внешние пользователи, как банки, кредиторы и многие другие.
В то же время финансовые решения многих сторонних организаций зависят от наличия и качества бухгалтерской информации данной организации. Поэтому государство устанавливает определенные требования в отношении объемов и качества информации, которая должна предоставляться заинтересованным лицам.
Осуществляется это путем установления форм обязательной бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Поскольку мы рассматриваем проблемы бухгалтерского учета, остановимся только на бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
По внешнему виду бухгалтерская отчетность представляет собой таблицы, заполняемые по данным синтетического и аналитического учета.
Бухгалтерская отчетность предприятия является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются итоговые данные, характеризующие имущественное и финансовое положение предприятия и результаты его хозяйственной деятельности. Анализ показателей бухгалтерской отчетности позволяет определить истинное имущественное и финансовое положение предприятия, оценить кредитоспособность предприятия, его ликвидность, финансовую устойчивость, рентабельность, обеспеченность средствами и источниками их формирования и т.д.
Состав и порядок формирования показателей бухгалтерской отчетности регламентируется прежде всего нормами Закона «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
Образцы форм бухгалтерской отчетности утверждает Министерство финансов Российской Федерации, и оно же дает разъяснения об особенностях их заполнения.
Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные:
– наименование составляющей части;
– указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена отчетность;
– наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы;
– формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.
Конечно же, бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке в валюте РФ.
Она подписывается руководителем и главным бухгалтером организации, а в организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. При формировании отчетности должна быть также обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней.
Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, они подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Существенные корректировки раскрывают в пояснениях к бухгалтерской отчетности с указанием причин, вызвавших эту корректировку.
Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.
В состав бухгалтерской отчетности входят:
• Бухгалтерский баланс – форма № 1;
• Отчет о прибылях и убытках – форма № 2;
• Отчет об изменениях капитала – форма № 3;
• Отчет о движении денежных средств – форма № 4;
• Приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;
• Отчет о целевом использовании полученных средств – форма № 6;
• Пояснительная записка;
Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Годовая бухгалтерская отчетность организации должна состоять из всех пяти форм (за исключением формы № 6), пояснительной записки и итоговой части аудиторского заключения. Она должна представляться не позднее 90 дней по окончании года.
Некоммерческие организации могут представлять годовую отчетность в составе форм № 1, 2 и 6. А малые предприятия имеют право представлять годовую отчетность в составе двух форм: № 1 и № 2.
Помимо годовой отчетности организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (форм № 1 и
№ 2), если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками) организации.
Квартальная отчетность организаций должна представляться в течение 30 дней со дня окончания квартала. Малые предприятия могут не представлять квартальную отчетность.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. При составлении годовой бухгалтерской отчетности отчетным годом является календарный год с
1 января по 31 декабря включительно. При этом первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, – по 31 декабря следующего года.
Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей: учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Во-первых, организация обязана обеспечить представление годовой бухгалтерской отчетности каждому учредителю (участнику) в сроки, установленные законодательством РФ. А открытые акционерные общества, банки, страховые организации и некоторые другие организации обязаны даже публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
Во-вторых, организация обязана представить бухгалтерскую отчетность по одному экземпляру органу государственной статистики и в другие адреса, предусмотренные законодательством РФ, в сроки, установленные законодательством РФ. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.
Таким образом, публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

Рейтинг: 0
[голосов: 0]
Комментарии (33)

на статью «Формируем учетную политику»

Мы давно уже работаем с компанией http://rosco.su/, потому в их компетентности уверены.

Если в аутсорсере уверены на все 100 и их услуги оправдывают затраты,тогда да.

Довольно сложный и трудоемкий процесс. Мне кажется, что разумнее доверить это аутсорсерам.

Добавить комментарий

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Календарь
Форум

«Российский бухгалтер» - портал для бухгалтеров, налоговых специалистов, кадровиков, юристов, предпринимателей. Авторитетные эксперты постоянно публикуют актуальные материалы по темам: бухгалтерский учет, налогообложение, НДС, НДФЛ, страховые взносы, кадровое делопроизвоство, начисление отпускных и больничных, компенсации за неиспользованный отпуск, тарифная сетка, прием и увольнение работников, регистрация юридических лиц и их ликвидация, упрощенка (УСН), вмененка (ЕНВД), заработная плата и сотням других.

Детально рассматриваются вопросы налоговой отчетности, как для организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения, так и для применяющих специальные режимы налогообложения.

На портале можно скачать многочисленные документы: кодексы и законы РФ, письма и приказы минфина, письма и приказы минэкономразвития, постановления Правительства РФ, касающиеся предпринимательской деятельности, бухгалтерского учета и налогообложения.

«Российский бухгалтер» является зарегистрированным печатным СМИ, регистрационный номер ПИ № ФС77-39817 от «07» мая 2010 г., выдан Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Сайт www.rosbuh.ru является Интернет-представительством журнала «Российский бухгалтер», содержит как материалы журнала, так и иные справочно-информационные материалы по тематике журнала. Любое воспроизведение материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции - обладателя исключительных имущественных прав. Все права защищены.

Rambler's Top100