"Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного
документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в
электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"
В целях приведения в соответствие с приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 18 января 2008 года N 9н ведомственных документов
ФНС России, регулирующих представление отчетности в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС), и доработки
соответствующих программных средств приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации
электронного документооборота при представлении налоговых деклараций
(расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
(далее - Методические рекомендации).
2. Административному управлению (И.В. Акунова) разместить настоящий
приказ на сайте ФНС России в течение 5 дней с даты его утверждения.
3. Управлению информатизации (В.Г. Колесников) и ФГУП ГНИВЦ ФНС
России (И.Н. Задворнов):
3.1. Установленным порядком доработать программные средства,
обеспечивающие прием, хранение и первичную обработку налоговых деклараций
(расчетов) и документов в электронном виде по ТКС (далее - ПО) в
соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.
3.2. В месячный срок с даты утверждения настоящего приказа
установленным порядком:
разработать и утвердить форматы электронных документов в
соответствии с утвержденными Методическими рекомендациями;
внести изменения в унифицированный формат транспортного сообщения в
соответствии с утвержденными Методическими рекомендациями.
4. ФГУП ГНИВЦ ФНС России (И.Н. Задворнов):
4.1. Провести на базе Центра тестирования и сопровождения ПО ФГУП
ГНИВЦ ФНС России с участием специализированных операторов связи тестовые
испытания программного обеспечения, реализующего положения Методических
рекомендаций.
4.2. Установить сроки проведения тестовых испытаний с 15 декабря
2009 года по 15 февраля 2010 года.
4.3. В 10-дневный срок со дня окончания тестовых испытаний обобщить
результаты и представить в Управление информатизации предложения по
срокам внедрения ПО в промышленную эксплуатацию.
5. Установить, что Методические рекомендации, утвержденные настоящим
приказом, вступают в силу с даты, установленной приказом о внедрении в
промышленную эксплуатацию программного обеспечения участников
информационного взаимодействия в электронном виде, обеспечивающего
исполнение положений Методических рекомендаций.
6. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации:
в недельный срок с даты издания настоящего приказа довести до всех
участников информационного взаимодействия в электронном виде по ТКС
(территориальных налоговых органов, региональных специализированных
операторов связи, налогоплательщиков) информацию о вводе в действие
Методических рекомендаций и необходимости доработки ПО в установленные
настоящим приказом сроки;
обеспечить исполнение утвержденных Методических рекомендаций.
7. Признать утратившими силу с даты вступления в силу настоящих
Методических рекомендаций:
приказ ФНС России от 06.02.2008 N ММ-3-6/50 "Об утверждении
Временного регламента обмена электронными документами с ЭЦП по
телекоммуникационным каналам связи в унифицированной системе приема,
хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской
отчетности при представлении их налогоплательщиками через
специализированного оператора связи";
пункт 2.1 раздела 2 Регламента организации работы с
налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного
приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@.
8. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя
руководителя Федеральной налоговой службы Н.Е. Мельникова.
Руководитель Федеральной
налоговой службы М.П. Мокрецов
Согласовано
Статс-секретарь -
заместитель Министра финансов
Российской Федерации С.Д. Шаталов
Методические рекомендации
по организации электронного документооборота при представлении налоговых
деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам
связи
(утв приказом Федеральной налоговой службы от 2 ноября 2009 г.
N ММ-7-6/534@)
1. Термины и сокращения
В настоящих Методических рекомендациях по организации электронного
документооборота при представлении налогоплательщиками налоговых
деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам
связи приняты (устанавливаются) следующие термины и сокращения:
Налогоплательщик - налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые
агенты.
Представитель - физическое или юридическое лицо, уполномоченное
налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Информационное сообщение о доверенности - формируемый уполномоченным
представителем налогоплательщика для налогового органа электронный
документ, содержащий данные о реквизитах доверенности, выданной
налогоплательщиком (представителем) уполномоченному представителю
(приложение N 1).
Подтверждение даты отправки - формируемый специализированным
оператором связи (далее - спецоператор) или налоговым органом электронный
документ, содержащий данные о дате и времени отправки налогоплательщиком
(представителем) налоговой декларации (расчета) и документа в электронном
виде по телекоммуникационным каналам связи (приложение N 2).
Квитанция о приеме - формируемый налоговым органом электронный
документ, подтверждающий факт приема представленной налогоплательщиком
(представителем) налоговой декларации (расчета). Форма документа
утверждена приказом ФНС России
от 28.02.2009 N ММ-7-6/85.
Уведомление об отказе - формируемый налоговым органом электронный
документ, подтверждающий факт отказа в приеме представленной
налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета) с
указанием причин отказа. Форма документа утверждена приказом ФНС России
от 28.02.2009 N ММ-7-6/85.
Уведомление об уточнении - формируемый налоговым органом электронный
документ, подтверждающий факт приема налоговой декларации (расчета)
содержащей ошибки, с указанием таких ошибок, а также содержащий сообщение
о необходимости представления пояснений или внесения соответствующих
исправлений (приложение N 5).
Извещение о вводе - формируемый налоговым органом для
налогоплательщика (представителя) электронный документ, подтверждающий
факт переноса данных представленной налоговой декларации (расчета) в
информационные ресурсы налогового органа (приложение N 3).
Извещение о получении - формируемый получателем для отправителя
электронный документ, информирующий отправителя о получении электронного
документа (приложение N 4).
Сообщение об ошибке - формируемый получателем для отправителя
электронный документ (без вложений), информирующий отправителя о
получении электронного документа, содержащего ошибки, или о невозможности
его расшифровывания. Текст, содержащий информацию об ошибке, содержится в
теле сообщения.
Участники информационного взаимодействия - налогоплательщики
(представители), налоговые органы, специализированные операторы связи.
Приемный комплекс налогового органа - специализированный программный
комплекс, используемый на стороне налогового органа для ведения
электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи
(далее - ТКС).
Программный комплекс налогового органа - специализированный
программный комплекс, используемый налоговыми органами в целях
осуществления налогового администрирования.
Транспортное сообщение - формируемый получателем для отправителя
электронный документ, оформленный в соответствии с требованиями к формату
обмена сообщениями между налогоплательщиками, специализированными
операторами связи и налоговыми органами по телекоммуникационным каналам
связи.
Электронный документ - документ, представленный в электронном виде,
в соответствии с требованиями формата для данного вида документа.
2. Общие положения
2.1. Настоящие Методические рекомендации по организации электронного
документооборота при представлении налогоплательщиками налоговых
деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам
связи (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях реализации
порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде
по телекоммуникационным каналам связи в соответствии со статьей 80
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и
приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 N 9н "Об
утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по
исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том
числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и
налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о
налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых
актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и
обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов,
полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению
форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их
заполнения".
2.2. Настоящие Методические рекомендации определяют
последовательность электронного документооборота с электронной цифровой
подписью (далее - ЭЦП) при представлении налоговых деклараций (расчетов)
в электронном виде по ТКС, перечень обязательных функций и периодичность
их выполнения для каждого участника взаимодействия, которые должны быть
реализованы в соответствующих программных продуктах, а также требования:
к временным характеристикам выполнения функций;
к программным продуктам, применяемым участниками взаимодействия при
электронном документообороте в части программного модуля, осуществляющего
контроль представленных налогоплательщиками документов на соответствие
требованиям, установленным законодательством о налогах и сборах;
к взаимодействию при нештатных ситуациях.
2.3. Средства криптографической защиты, используемые при
информационном взаимодействии, должны быть сертифицированы в соответствии
с законодательством Российской Федерации и совместимы с аналогичными
средствами, используемыми Федеральной налоговой службой.
2.4. В процессе электронного документооборота стороны обмениваются
следующими электронными документами:
налоговая декларация (расчет);
информационное сообщение о доверенности;
квитанция о приеме;
уведомление об отказе;
извещение о вводе;
подтверждение даты отправки электронного документа;
уведомление об уточнении;
извещение о получении;
сообщение об ошибке.
2.5. Информационное взаимодействие электронными документами
налогоплательщика и налогового органа через спецоператора связи
осуществляется в зашифрованном виде за исключением подтверждения даты
отправки, извещения о получении и сообщения об ошибке. Документы
шифруются отправителем для получателя.
Обмен извещениями о получении и сообщениями об ошибке, а также
подтверждениями даты отправки, формируемыми спецоператором связи,
осуществляется в открытом виде.
В случае невозможности расшифровать поступивший электронный
документ, получатель формирует открытое сообщение адресату-отправителю с
описанием выявленной ошибки (сообщение об ошибке).
2.6. Участники информационного взаимодействия обеспечивают хранение
электронных документов в электронном виде в порядке и в течение сроков,
установленных законодательством Российской Федерации и настоящими
Методическими рекомендациями.
2.7. Программно-аппаратные средства налогового органа и
специализированного оператора связи, обеспечивающие электронный
документооборот, должны функционировать круглосуточно. Временные
характеристики выполнения функций (2 часа, 4 часа) действуют при
автоматическом функционировании премного комплекса налогового органа.
2.8. При представлении налоговой декларации (расчета) в электронном
виде по ТКС представителем налогоплательщика доверенность (копия
доверенности), подтверждающая право представителя подтверждать
достоверность и полноту сведений, указанных в декларации (расчете),
предоставляется налоговому органу до представления налоговой декларации
(расчета). Копия доверенности сохраняется в налоговом органе в течение
3-х лет после истечения срока действия доверенности.
2.9. Электронный документооборот по представлению налогоплательщиком
(представителем) налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный)
период в налоговый орган завершается в полном объеме при получении
налогоплательщиком от налогового органа квитанции о приеме и извещения о
вводе.
2.10. При получении налогоплательщиком (представителем) от
налогового органа уведомления об отказе в приеме, декларация считается не
представленной, налогоплательщик (представитель) устраняет ошибки и
повторно представляет налоговую декларацию (расчет) с тем же признаком
вида документа (первичная, корректирующая, N корректировки).
2.11. Право подписи документов, участвующих в электронном
документообороте, электронной цифровой подписью имеют те должностные лица
налогоплательщика (представителя), налогового органа, спецоператора, чьи
полномочия установлены (подтверждены) в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
3. Прием налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде
по телекоммуникационным каналам связи
Программным обеспечением на стороне налогоплательщика (представителя)
3.1. При представлении налоговой декларации (расчета) выполняется
следующая последовательность действий:
формируется налоговая декларация (расчет) в электронном виде в
соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения и
подписывается ЭЦП налогоплательщика;
формируется транспортное сообщение, содержащее зашифрованную для
налогового органа подписанную ЭЦП налогоплательщика налоговую декларацию
(расчет), и направляется в налоговый орган через спецоператора;
сохраняется подписанная ЭЦП налогоплательщика налоговая декларация
(расчет).
3.2. При представлении налоговой декларации (расчета) представителем
налогоплательщика вместе с налоговой декларацией направляется
информационное сообщение о реквизитах доверенности, выданной
представителю. В этом случае программным обеспечением на стороне
представителя налогоплательщика выполняется следующая последовательность
действий:
формируется налоговая декларация (расчет) в электронном виде в
соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения и
подписывается ЭЦП представителя налогоплательщика;
формируется информационное сообщение о реквизитах доверенности,
выданной данному представителю, и подписывается ЭЦП представителя
налогоплательщика;
формируется транспортное сообщение, содержащее зашифрованные для
налогового органа и подписанные ЭЦП представителя налоговую декларацию
(расчет) и информационное сообщение о реквизитах доверенности, и
направляется в налоговый орган через спецоператора;
сохраняются подписанные ЭЦП представителя налогоплательщика
налоговая декларация (расчет) и информационное сообщение о реквизитах
доверенности.
Программным обеспечением на стороне спецоператора
3.3. При получении от налогоплательщика (представителя) для передачи
в налоговый орган электронного документа (документов), в течение двух
часов выполняется следующая последовательность действий:
фиксируется дата отправки электронного документа (документов);
формируется подтверждение даты отправки электронного документа
(документов) и подписывается ЭЦП спецоператора;
формируется транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭЦП
спецоператора подтверждение даты отправки электронного документа
(документов), и направляется налогоплательщику (представителю);
формируется транспортное сообщение, содержащее подписанный ЭЦП
налогоплательщика (представителя) зашифрованный электронный документ
(документы) и подписанное ЭЦП спецоператора подтверждение даты отправки
электронного документа (документов), и направляется в налоговый орган;
сохраняется подписанное ЭЦП спецоператора подтверждение даты
отправки электронного документа (документов).
Программным обеспечением на стороне налогоплательщика (представителя)
3.4. При получении от спецоператора подтверждения даты отправки в
течение суток выполняется следующая последовательность действий:
проверяется подлинность ЭЦП спецоператора;
формируется извещение о получении подтверждения даты отправки
электронного документа (документов) и подписывается ЭЦП налогоплательщика
(представителя);
формируется транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭЦП
налогоплательщика (представителя) извещение о получении подтверждения
даты отправки электронного документа (документов), и направляется
спецоператору;
сохраняется подписанное ЭЦП спецоператора подтверждение даты
отправки и подписанное ЭЦП налогоплательщика (представителя) извещение о
получении подтверждения даты отправки электронного документа
(документов).
Программным обеспечением на стороне спецоператора
3.5. При получении от налогоплательщика (представителя) извещения о
получении подтверждения даты отправки электронного документа
(документов), подписанного ЭЦП налогоплательщика (представителя),
проверяется подлинность ЭЦП налогоплательщика (представителя) и
сохраняется.
Налоговый орган
3.6. Не позднее четырех часов с момента получения электронного
документа (документов) налогоплательщика (представителя), осуществляет
контроль на его соответствие требованиям п.1 раздела I приложения N 6.
Для документа (документов) соответствующего указанным требованиям с
помощью приемного комплекса выполняет следующую последовательность
действий:
проверяет подлинность ЭЦП налогоплательщика (представителя), которой
подписан электронный документ (документы) налогоплательщика
(представителя);
формирует извещение о получении электронного документа (документов)
налогоплательщика (представителя) и подписывает своей ЭЦП;
формирует транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭЦП
налогового органа извещение о получении электронного документа
(документов) и отправляет налогоплательщику (представителю) через
спецоператора;
проверяет подлинность ЭЦП спецоператора, которой подписано
подтверждение даты отправки;
формирует извещение о получении подтверждения даты отправки и
подписывает своей ЭЦП;
формирует транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭЦП
налогового органа извещение о получении подтверждения даты отправки и
отправляет спецоператору;
сохраняет в хранилище электронных документов электронный документ
(документы) налогоплательщика (представителя), подписанный ЭЦП
налогоплательщика (представителя) и подтверждение даты отправки,
подписанное ЭЦП спецоператора.
Для электронного документа (документов), не соответствующего
требованиям п. 1 раздела I приложения N 6, с помощью приемного комплекса
формирует сообщение об ошибке, которое направляется зарегистрированному в
системе отправителю в открытом (не зашифрованном) виде. Процедура
документооборота на этом прекращается.
Программным обеспечением на стороне спецоператора
3.7. При получении от налогового органа извещения о получении
подтверждения даты отправки, подписанного ЭЦП налогового органа,
проверяется подлинность ЭЦП налогового органа и сохраняется.
3.8. При получении от налогового органа извещения о получен
на документ «Приказ Федеральной налоговой службы от 2 ноября 2009 г. N ММ-7-6/534@ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным канал»