Выездные налоговые проверки

Елена Перевозчикова
08.08.2011
 

Выездная налоговая проверка – это проверка, проводимая налоговыми органами на территории налогоплательщика, основанием является - решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). Согласно п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке, которая составляется в последний день проверки (в ней фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения).
Форма решения о проведении выездной налоговой проверки, так же как основания и порядок продления срока ее проведения, установлены Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@.
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать:
1) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
2) предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам;
3) периоды, за которые проводится проверка;
4) должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (например: маленькая площадь офиса, ремонт здания и т.д.). Основанием для проведения выездной налоговой проверки в налоговом органе может быть письменное заявление налогоплательщика или докладная записка руководителя проверки о невозможности осуществить проверку в помещении налогоплательщика.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Таким образом, максимальная продолжительность выездной налоговой проверки в случае ее продления может составлять четыре месяца, а в исключительных случаях — шесть месяцев (Письмо Минфина России от 11.07.2011 № 03−02−07/1−234).
Проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа для (п. 9 ст. 89 НК РФ):
1) истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ (не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы);
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. Исключением, является, если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Порядок истребования налоговыми органами документов у налогоплательщика установлен ст. 93 НК РФ. Подлинники документов предоставляются проверяющим только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа. В ходе проверки, лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. При наличии у проверяющих должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов.
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ - взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).
В течение двух месяцев со дня составления справки о проведении выездной проверки должен быть составлен акт выездной налоговой проверки (ст. 100 НК РФ) и при этом он содержит:
1) документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах;
2) имеющие значение обстоятельства, выявленные в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых;
3) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений;
4) ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения.

Если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, не согласно с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то оно вправе в течение 15 дней (со дня получения акта налоговой проверки) представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 10 НК РФ).



18.04.2021 09:17:00